НАВЫКИ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ У УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Authors

  • Юсупова Гульчехра PhD, в.и.о.доцент кафедры «Информационные технологии» НПУУ имени Низами Author

Keywords:

моделирующие компетенции, цифровая педагогика, преподаватель информатики, цифровая образовательная среда, профессиональное развитие.

Abstract

В этой статье исследуются навыки моделирования, признаваемые ключевыми для профессионального развития преподавателей информатики в эпоху цифровизации образования.  В основу модели формирования данных компетенций положен системно-деятельностный подход, предусматривающий наличие целевого, содержательного, процедурного и оценочного компонентов.  Результаты исследования, охватившего 45 преподавателей вузов, показали, что только 26,7% опрошенных обладают профессионально-инновационным уровнем развития моделирующих компетенций.  Эти данные подчеркивают необходимость разработки программ повышения квалификации и методической поддержки.  В заключительной части представлены практические предложения по улучшению цифровой подготовки преподавателей.

References

1. European Commission. (2022). DigCompEdu: The European Framework for the Digital Competence of Educators. Joint Research Centre. https://ec.europa.eu/jrc/en/digcompedu

2. Selevko, G. K. (2006). Competence-based approach in education: Methodology and theory. Moscow: Research Institute of School Technologies.

3. Sergeev, L. G. (2021). Digital transformation of higher education: Pedagogical challenges and modeling competencies. Higher Education in Russia, 30(4), 45–52. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-45-52

4. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., & Mishchenko, A. I. (2002). Pedagogics. Moscow: School Press.

5. Tur, Y. N. (2019). Formation of modeling competence in future teachers of computer science. Pedagogical Education and Science, (3), 104–110.

6. Ministry of Higher Education of the Republic of Uzbekistan. (2023). Monitoring Report on the Digitalization of Higher Education Institutions. Tashkent.

7. Lerner, I. Y. (1981). Didactic bases of the teaching methods. Moscow: Pedagogika.

8. Юсупова Г.Ю., Роль моделирования в подготовке учителя информатики: концепция и ее реализация. Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум», №2(93) 2022 Стр.1178-1182.

9. Юсупова Г.Ю., Моделирование компетентности в естественнонаучном образовании. T.: TDPU, декабрь, 2021. 227-330 стр.

10. Юсупова Г. Ю., Шакадирова Н. И. Требование и цели стандартов обучения, предъявляемые преподавателям информатики //Academic research in educational sciences. – 2021. – Т. 2. – №. 1. – С. 110-122.

11. Юсупова Г. Ю. Формирование и подготовка компетентности учителей информатики с использованием ресурсов информационно-образовательной среды //Fizika matematika va informatika. – 2021. – Т. 1. – №. 4. – С. 42-49.

Downloads

Published

29.05.2025

How to Cite

НАВЫКИ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ У УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ. (2025). Journal of Uzbekistan’s Development and Research, 1(4), 217-223. https://www.ijournal.uz/index.php/judr/article/view/2336

Similar Articles

1-10 of 32

You may also start an advanced similarity search for this article.